Информационно-разъяснительные материалы для использования при проведении информационной кампании по информированию физических лиц и организаций о налоговых льготах при налогообложении имущества за налоговый период 2020 года и о порядке их предоставления

1. Каковы особенности исчисления и уплаты земельного налога организациями с 01.01.2021 года?

С 01.01.2020 Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ внесены изменения в гл. 31 НК РФ, а также Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ - в часть первую НК РФ.

Отменяется обязанность по представлению налоговых деклараций по земельному налогу за 2020 г. и последующие налоговые периоды. Приказ ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ утрачивает силу.

Вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям сообщений налоговых органов об исчисленной сумме земельного налога. Сообщения о суммах налогов формируются налоговыми органами в автоматизированной информационной системе ФНС России (Приказ ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@).

В случае неполучения указанных выше сообщений налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (Приказ ФНС России от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@), в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Каковы особенности исчисления и уплаты транспортного налога организациями с 01.01.2021 года?

Для организаций за налоговый период 2020 года и последующие периоды отменяется обязанность представлять декларацию по транспортному налогу. Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ утрачивает силу.

Вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям сообщений налоговых органов об исчисленной сумме транспортного налога. Сообщения о суммах налогов формируются налоговыми органами в автоматизированной информационной системе ФНС России (Приказ ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@).

Организациям будут направляться сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога в следующие сроки:

- не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за истекший налоговый период;

- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом информации, влекущей перерасчет налога за предыдущие налоговые периоды;

- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации.

3. С какого налогового периода может использоваться заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее-налоговые льготы) по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ "Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2019, регистрационный N 55866) (далее-заявление о льготе?

Заявление о льготе может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 29.09.2019 N 325-ФЗ) (далее-Налоговый кодекс).

4. В течение 2020 года организация, имеющая налоговые льготы, намерена ликвидироваться. За период с начала 2020 года до ликвидации организации каким образом можно заявить налоговые льготы?

Учитывая, что в рассматриваемом случае налоговый период 2020 года полностью не истек, налоговые льготы заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных актов, относящихся к порядку представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (пункт 3 статьи 55 Налогового кодекса, приказы ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ и от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@).

5. Допустимо ли применять налоговые льготы при исчислении и уплате авансовых платежей по транспортному и (или) земельному налогам (далее-налоги) в течение налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде в налоговый орган не представлено?

Положения глав 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Налогового кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе в течение какого-либо определенного периода.

Необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса, начиная с 01.01.2021, в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по истечении соответствующего налогового периода сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее-Сообщение).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот. В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (пункт 7 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Налогового кодекса).

6. В какой срок необходимо представить заявление о льготе?

Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом не установлен.

7. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. По какой форме оформляются указанные документы?

Формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 Налогового кодекса).

Соответствующий приказ ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/566@ "Об утверждении форм уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также о внесении изменений в приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@" зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2020 N 57226.

8. Допускается ли по одному заявлению о льготе одновременное направление уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы?

Да, допускается при наличии соответствующих оснований применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и (или) разным налогам, по которым представлено заявление о льготе.

Например, в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы с 01.01 по 01.09, при этом за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 01.09 действие налоговой льготы не подтверждено (за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы).

9. Допускается ли предоставление заявления о льготе по необъектам налогообложения?

По транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения (пункт 2 статьи 358, пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса), отсутствует необходимость представления заявления о льготе в связи с тем, что по ним не имеется налогоплательщиков.

10. Можно ли в первый месяц налогового периода представить заявление о льготе для ее использования в течение всего этого налогового периода?

Срок для представления заявления о льготе в налоговый орган определяется налогоплательщиком.

В рассматриваемой ситуации целесообразно понимать, что, если в заявлении о льготе будет указан весь налоговый период, за который заявлена налоговая льгота, для направления уведомления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период, указанный в заявлении о льготе. В противном случае в отношении неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

11. Какой налоговый орган уполномочен рассматривать заявление о льготе по существу?

Налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе (пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса, пункты 1.6, 2.1 приложения к письму ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/19518@).

12. Допускается ли направление заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России?

Нет, не допускается. В силу пункта 1 статьи 11.2 Налогового кодекса личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика Налоговым кодексом не предусмотрено.

13. Требуется ли представление заявления о льготе для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования?

Нет, не требуется. Исходя из абзаца первого пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса полномочия по определению налоговых ставок по земельному налогу не отождествляются с полномочиями по установлению налоговых льгот в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса. В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (пункты 1, 2 статьи 17 Налогового кодекса).

Учитывая изложенное, целесообразно использовать позицию, содержащуюся в письме Минфина России от 01.10.2018 N 03-05-04-01/70113, о том, что пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования.

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования заявление о льготе не требуется.

14. Какие предусмотрены основания для освобождения индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налогов, предусмотренного ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (письмо Минфина России от 28.05.2020 № 03-05-04-01/449972).

Рассматриваемая норма предусматривает меры поддержки отдельных категорий налогоплательщиков, в наибольшей степени пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции.

В частности, речь идет об освобождении индивидуальных предпринимателей от уплаты транспортного налога за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

НК РФ не связывает исчисление налога с использованием (либо неиспользованием) транспортных средств в предпринимательской деятельности.

Правила государственной регистрации транспортных средств, включая Кодекс торгового мореплавания РФ (далее — КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ), федеральные законы от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривают обязательного указания цели использования транспортного средства. Из этого правила есть исключение — маломерные суда. В частности, ст. 17 КВВТ, пункты 5, 9 ст. 33 КТМ установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется органами ГИМС МЧС России в Реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов (РОРС), в коммерческих целях — органами Росморречфлота в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, РОРС.

В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ (далее-Гражданский кодекс) для предпринимательской деятельности может быть предназначено любое транспортное средство исходя из его потенциального использования, направленного на систематическое получение прибыли (например, по договору аренды, перевозки, фрахтования).

Учитывая изложенное, указанное освобождение распространяется на любые транспортные средства, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты земельного налога за период владения земельными участками с 1 апреля по 30 июня 2020 г., используемыми (предназначенными для использования) в предпринимательской деятельности.

Исходя из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, освобождение распространяется:

на земельные участки, за исключением земельных участков с кодами видов разрешенного использования:

- 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1,12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2;

- на земельные участки с кодами видов разрешенного использования 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2,2.3, 2.7.1, 13.0, 13.1, 13.2, если их использование (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в том числе при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с п. 10 ст. 396 НК РФ.

И наконец, в отношении освобождения от налогообложения за II квартал 2020 г. объектов капитального строительства, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности: распространяется на объекты капитального строительства, не относящиеся к жилым помещениям, хозяйственным постройкам, расположенным на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, а также к индивидуальным гаражам и машино-местам. Однако освобождение может применяться и к перечисленным объектам, если их использование в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в том числе при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы.

15. Предусмотрен беззаявительный поряок предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц?

В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 НК РФ в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

При этом, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.

16. Если физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы, будет ли предоставлена данная льгота? За какой период будет сделан перерасчет ранее исчисленного налога?

Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 НК РФ, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу, относятся, в том числе, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.

При этом если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

17. Что подразумевается под гибелью и (или) уничтожением имущества (например, жилого дома) для целей прекращения исчисления налога на имущество физических лиц? Какими документами можно подтвердить факт гибели или уничтожения имущества?

Под гибелью или уничтожением жилого дома возможно понимать необратимое физическое прекращение существования объекта, делающее невозможным удовлетворение потребностей собственника, в том числе в результате сноса жилого здания, пожара, стихийного бедствия, взрыва и т.п.

Документами, подтверждающими гибель или уничтожение имущества, являются документы, выданные органами и организациями, осуществляющими технический учет жилищного фонда, акты обследования, уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 2.1 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления, форма которого является Приложением к Письму ФНС России от 14.11.2018 N БС-4-21/22148, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

В случае если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа, должны исполнить указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

lgoty 1

lgoty 2

lgoty 3

lgoty 4